В конце XIX — начале XX в. темпы развития промышленности - Страница 2
Индекс материала |
---|
В конце XIX — начале XX в. темпы развития промышленности |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Страница 5 |
В южной и центральной Эстонии национальное движение началось в 00-х годах XIX в., а в северо-западной и островной частях оно стало развиваться позже. Эстонская нации формировалась в жестоких условиях царского самодержавия и засилья немецкого дворянства, поэтому национальное движение было направлено прежде всего против привилегированного положения немецкого дворянства и немецкой буржуазии, а также против сохранявшихся феодальных отношений и всего остзейского порядка. Эстонское национальное движение было общенародным. Оно было направлено против пережитков крепостничества, господства помещиков, мешавшего дальнейшему развитию производительных сил. В национальном движении участвовали представители всех общественных классов и слоев Эстонии того времени: крестьяне (в том числе крестьянская беднота и середняки, а также сельская буржуазия), рабочие, интеллигенция и городская мелкая буржуазия. Хотя между ними уже возникли острые противоречия, их объединяла ненависть к крепостничеству.
Большую роль в борьбе за формирование национального самосознания народа сыграли сельские учителя. Задачи просвещения народа и его политического сплочения вызвали необходимость издавать газеты на эстонском языке. В 1857 г. вышла первая такая газета «Пярну Постимеес» («Пярнуский почтальон»). Выдающимся деятелем национального движения был Карл Роберт Якобсон (1841—1882 гг.), издатель радикальной демократической газеты «Сакала». Начали открываться первые общеобразовательные школы с преподаванием на эстонском языке.
Однако в большинстве школ и в Тартуском университете обучение по-прежнему велось на немецком, а в конце XIX в. на русском языках. Зарождалась эстонская литература, основоположниками которой были просветители-демократы Фридрих Рейн гольд Крейцвальд (1803—1882 гг.) и Фридрих Роберт Фельман (1798—1850 гг.). Они были воспитанниками Тартуского университета, в котором получили образование и другие выходцы из эстонских крестьян, например поэт Кристиан Яак Петерсон. Хорошо понимая огромную роль народного творчества в развитии национальной культуры, эстонские просветители второй половины XIX в. начали систематизировать и публиковать произведения эстонского народного творчества.
Событием большой важности в истории эстонской национальной культуры было издание в 1857—1861 гг. народного эпоса «Калевипоэг» («Сын Калева»). Его собрал и обработал выдающийся деятель эстонской национальной культуры Ф. Р. Крейцвальд. Крейцвальд, как справедливо отмечали его современники, внес огромный вклад в культуру эстонского народа и «подарил эстонской литературе капитальное произведение, которое во все времена будет для эстонцев тем же, чем для греков была их «Илиада». Это — народное произведение, полное прекрасного богатства житейской мудрости эстонцев и осмысленного созерцания всего эстонского мира», произведение, «в котором постоянно живет душа эстонца со всеми ее страданиями и радостями, тоской и стремлениями и всегда находит в нем новую усладу и новые утешения».
- 24/02/2012 07:29 - Эстонские торжества
- 21/08/2011 07:45 - Русская топонимика и Эстония
- 02/07/2011 19:17 - Музыкальные инструменты Эстонии
- 01/02/2011 00:40 - Советская эпоха в Эстонии
- 01/02/2011 00:35 - Древнейшая эпоха Эстонии